historyscriber

Categories:

Рыцарство. Возникновение и упадок

Рыцари, как военное и землевладельческое сословие, появились у франков в 7 веке в связи с переходом от народного пешего войска к конному вассальному. Под воздействием Церкви и поэзии в рыцарстве выработался нравственно-эстетический идеал воина. Под влиянием возникших духовно-рыцарских орденов, в эпоху Крестовых походов рыцарство трансформировалсь в наследственную аристократию. Впоследствии, в силу усиления государственной власти, перевеса пехоты над конницей, изобретения огнестрельного оружия и создания постоянного войска, рыцари превратились в политическое сословие нетитулованной знати.

Возникновение рыцарства:

Прототипами вооружения средневековых рыцарей были доспехи тяжёлой сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа. Также первоисточник отличий рыцарской культуры от культуры Античности просматривается в культуре кочевников, прежде всего сарматов и готов, которые составляли господствующий слой общества после распада союза гуннов.

В 7 веке у франков преобладало пешее войско, состоявшее из свободных людей. Конница состояла из дружинников короля – антрустионов. Впервые рыцарство проявило себя именно во Франкском государстве во время нападения арабов, которые вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами с Иберийского полуострова, проникли в Галлию. В самой Галлии свободные крестьяне не могли нести конную службу в дальних походах, и Каролинги для создания конницы опирались на сеньорат.

Потребность во всадниках во время франкского майордома Крла Мартелла спровоцировала раздачу земель на условиях прекария (условного земельного держания, которое крупный земельный собственник передавал в пользование, на несколько лет или пожизненно, безземельному либо малоземельному человеку по его письменной просьбе, за что получатель земли должен был платить оброк, в некоторых случаях – выполнять барщину в пользу собственника). Также майордом раздавал церковные земли своим дружинникам, требуя от них конной службы. После, на этих же условиях, стали раздавaться земли короны.

С 8 века такие дружинники, газинды, начали называться вассами или вассалами. Вассал, как человек свободный, но неспособный к несению конной службы по недостатку собственности, мог получить бенефиций или участок земли – как поселенец. Оброчные земли раздавались для хозяйственных целей, бенефиции – для военных. В вассальные отношения могли вступать как свободные, так и несвободные люди. Свободный человек становился вассалом с помощью коммендации и приносил своему сеньору присягу на верность. В конце 8 века присягу на верность стали требовать и от несвободных, которые получали бенефиции или должности или становились вассалами.

В 865 году от владельца 12 гуф земли, мера в германских государствах в период с 9 по 18 века, требовались принадлежности тяжёлой конницы: кольчуга или чешуйчатый панцирь. Представители лёгкой конницы должны были иметь при себе копьё, щит, меч и лук. Панцирные рыцари имели самый высокий статус. Ниже них стояли несвободные по происхождению легковооружённые всадники. Представитель оброчного населения мог дослужиться до министериала, и после получения должности во дворе сеньора, служить в качестве легковооружённого всадника; после, заслужив соответствующий бенефициарий, такой человек мог перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. С помощью таких манипуляций из среды несвободных людей выделился привелегированный класс дворовых слуг при богатых феодалах. С развитием ленной системы они получали лены и привлекались к рыцарской службе.

Влияние Цекви на рыцарство сначала шло через присягу на верность. Позже рыцари должны были присягать земскому или Божьему миру. Потом появилось посвящение через освящение оружия перед вручением его воину, достигшему зрелости.

Динстманны:

Министериалы в Германии с 10 века выделились в особое сословие динстманнов. Они находились выше горожан и свободных селян, но ниже свободных рыцарей. Признаком несвободы динстманнов была невозможность бросить службу по желанию. Несмотря на это, преимущества сословия министериалов побуждали свободных, а с середины 12 века даже знатных людей добровольно переходить в это сословие, что повышало положение класса в обществе. К 14 веку несвободное происхождение динстманнов было забыто.

Первое место среди министериалов принадлежало динстманнам кородя и духовных князей, после них шлы динстманны светских князей. Не равные князьям прелаты и свободные феодалы, которые не были прелатами, держали при себе несовободных рыцарей, которые по статусу были ниже министериалов. Такие рыцари встречались на службе и у самих динстманнов в южной и западной Германии.

Герцогским динстманнам в Австрии и Штирии удалось сравняться с местной знатью во второй половине 13 века. Их прежнее место заняли несвободные рыцари. В 12 веке в северной Германии знать массово начал переходить в динстманы, поскольку представителям именно этого сословия князья раздавали лены.

Переход свободных рыцарей в несвободные был остановлен в середине 12 века: со времён южно-германской династии Гогенштауфенов немецкие рыцари стали наследственным сословием. Постановление Фридриха I, короля из этой династии, запрещало крестьянам носить копьё и меч. Купец также не мог носить меч на поясе, а был должен привязывать его к седлу. 

«Constitutio de расе tenenda» – постановление Фридриха, ввело понятие о рыцарском происхождении. Согласно этой конституции, всадник имел право на поединок, если мог доказать своё рыцарское происхождение. Согласно «Саксонскому зерцалу», истинным рыцарем считался тот, у кого отец и дед были рыцарями. «Constitutio contra incendiarios» - конституция Фридриха I 1187-1188 годов, запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян опоясываться мечом по-рыцарски.

Рыцарство во Франции и Англии:

Рыцарская конница в битве при Гастингсе
Рыцарская конница в битве при Гастингсе

Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель – феодов. Вторым признаком знатности была возможность посвящения в рыцари: в них могли посвятить только владельца лена, хотя случалось, что рыцарями становились и простолюдины.

Наделённые лёнами министериалы приравнивалсь к низнец знати – вавассорам. Пока влдадение феодом было признаком знатности, горожане могли добиться её покупкой ленов. В конце 13 века такое приобретение земли было осложнено тяжёлым побором, но к тому времени знатность мог пожаловать суверен. Позже пожалование в знатное сословие стало привелегией короля.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало прерогативой королей. Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, чей доход с земли был не ниже 20 фунтов.

Посвящение:

Э. Б. Лейтон. «Акколада», 1901 год
Э. Б. Лейтон. «Акколада», 1901 год

Ещё во времена древнеримского историка Тацита молодому германцу в присутствии народного собрания вручали оружие. Это означало наступление его совершеннолетия. Оружие вручал вождь племени, либо отец или родственник юноши. К примеру, Карл Великий в 791 году торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика. А в 838 году Людовик сделал то же со своим 15-летним сыном Карлом. Германский обычай лёг в основу средневекового посвящения в рыцари, как в члены военного сословия.

В ранее Средневековье рыцарем можно было стать в 12, 15 и 19 лет. Но в 13 веке прослеживалось стремление посвящать в рыцари совершеннолетних, то есть 21-летних юношей. Чаще всего посвящения проходили на Рождество, Пасху, Вознесение, Пятидесятницу. Ввиду этого появился обычай «ночной стражи» накануне посвящения. Посвящать в рыцари имел право каждый представитель рыцарского сословия, но чаще это старались делать родственники посвящаемого. Короли и императоры старались утвердить право посвящения исключительно за собой.

В 11-12 веках к германскому обычаю вручения оружия добавился обряд подвязывания золотых шпор. Позднее к нему добавились облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением и colée – удар по шее, который появился позже всех остальных обрядов. В конце обряда посвящения рыцарь, не касаясь стремени, должен был вспрыгнуть на лошадь, проскакать галопом и ударами копья поражать установленные на столбах манекены. Иногда рыцари освящали своё оружие в храмах – таким образом в обряд стало проникать влияние христианства.

Позднее, под влиянием Церкви, обряд вручения оружия стал религиозным, когда Церковь только благословляла меч. Позже он трансформировался в литургический – Церковь сама опоясывала посвящённого мечом. В древних епископских обрядниках различаются благословение оружия и посвящения рыцаря. Древнейшие упоминания посвящения оружия найдены в римской рукописи начала 11 века. Но до 13 века не было упоминания о посвящении рыцаря. Возможно, этот обряд возник в Риме, откуда и получил распространение.

Впервые удар при посвящении в рыцари, алапа, упоминается в начале 13 века у Ламберта Ардрского в истории графов де Гинь и д’Ардре. Этот удар проник и в церковный обряд. Согласно епископскому обряднику Гильома Дюран, после обедни епископ благословлял меч, который лежал обнажённым на жертвеннике, после брал его и вкладывал в правую руку будущему рыцарю. Епископ вкладывал меч в ножны и произносил слова: «Accingere gladio tuo super femur etc.» (да будут препоясаны чресла твои мечом), братски целовал посвящённого и наносил alapa в виде лёгкого прикосновения рукой. После этого старые рыцари повязывали посвящённому шпоры и проходило вручение знамени.

Сolée распространился по Франции с севера страны. Он являлся испытанием смирения. Вероятно он появился при посвящении несвободных всадников в рыцари, для которых посвящение было символом освобождения.

В Германии древний обряд посвящения в рыцари состоял только из опоясывания мечом при совершеннолетии. Существование удара до 14 века не доказано. Граф Вильгельм Голландский был избран королём в 1247 году, ещё до своего посвящения в рыцари. У Иоанна Беки, около 1350 года, сохранилось описание посвящения графа с попощью удара.

Рыцарь должен быть m.i.l.e.s.:

· magnanimus – великодушным 

· ingenuus – свободнорожденным 

· largifluus – щедрым

· egregius – доблестным 

· strenuus – воинственным.

Рыцарская присяга требовала: ежедневно слушать обедню, подвергать жизнь опасности за католическую веру, охранять храмы и духовенство от грабителей, избегать неправедной среды и нечистого заработка, идти на поединок для спасения невинного, посещать турниры только ради воинских упражнений, почтительно служить императору в мирских делах, не отчуждать имперских ленов, жить безупречно перед Господом и людьми.

Проникновение colée в Германию связано с французским влиянием при Карле V. Рыцарский удар стал полагаться тем, кто уже владел оружием – в старые времена получение удара и вручение оружия происходило одновременно. Простое вручение осталось обязательным для каждого воина, но торжественное его освящение, золотые шпоры и colée стали признаком принадлежности к рыцарству.

Молодой человек, который только получал оружие, становился оруженосцем. Но поскольку к тому времени рыцарство превратилось в замкнутую систему, то стать рыцарями могли только сыновья рыцарей. Несвободные всадники, которые повышали свой статус и получали право носить тяжёлое облачение, находились на низшей ступени иерархии знати и продолжали называться оруженосцами. К тому времени рыцарство было не столько учреждением, сколько идеалом всего военного сословия Средневековья. В связи с этим образы рыцарей ярче запечатлелись в поэзии, чем в исторических хрониках.

Лишение рыцарского достоинства:

Процедура лишения рыцарского достоинства зачастую завершалась передачей бывшего рыцаря в руки палача. Лишение рыцарского звания происходило на эшафоте, на котором обратной стороной был повешен щит рыцаря, обязательно с изображённым на нём личным гербом. Церемония сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. Рыцарь во время лишения звания стоял в полном облачении, с него после каждого спетого псалма, снимали какую-то его часть. После полного снятия облачения и исполнения ещё одного заупокойного псалма, рыцарский герб разбивали на 3 части вместе со щитом. После пели 109 псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд, иногда и сам король выливал на рыцаря холодную воду, как символ очищения.

Проведя все эти процедуры, рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, верёвка которой была продета под подмышками бывшего рыцаря. Под возгласы толпы его вели в храм, в котором по нему проводили натоящую заупокойную службу, по окончании которой, если рыцарю был вынесен смертный приговор, передавали в руки палача. Если казни не было, то человек мог отделаться лишением рыцарских достоинств. После казни или лишения, герольды объявляли детей или наследников бывшего рыцаря: «подлыми, лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно тяжёлым лишение рыцарского звания было для немецкий министреалисов. Они даже в рыцарском звании считались крепостными, а лишение рыцарского звания превращало их в настоящих крепостных.

Доблести:

Рыцарские доблести вклюяали в себя:

· отвагу

· преданность

· великодушие

· благоразумие

· учтивость, хорошие манеры в обществе

· честь

· свободу (полную личную независимость, исклбчая исполнение обязанностей перед сюзереном).

Рыцарь должен был соблюдать следующие заповеди: быть верующим христианином, охранять Церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в бою, повиноваться и быть верным своему сеньору, говорить правду, быть верным своему слову, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро. Позднее романы «Круглого стола», труверы и миннезингеры пэтизировали утончённое придворное рыцарство 12 века.

Среди всадником-министериалов и оруженосцев, которые заслужили рыцарские шпоры пр дворах сюзеренов, возник культ дам – долг повиновения и уважения к жене сеньора трансформировался в служкение даме сердца, как правило замужней, стоящей по общественному положению выше влюблённого в неё рыцаря. Кроме того, Столетняя война внесла идею национальной чести в рыцарские традиции Англии и Франции.

Вооружение:

В 11-12 веках тяжеловооружённые рыцари имели из защиты только длинные кольчуги или чешуйчатые панцири, а легковооружённые всадники были облачены только в кожанные рубахи или стёганные гамбезоны. С 14 века тяжёлая конница стала носить бригантины, которые надевались вместе с кольчугой, поножами, наручами, наколенниками и наплечниками. Лековооружённые всадники также стали носить кольчуги.

Плстинчатые рыцарские латы распространились с середины 14 века и к концу 15 превратились в полную защиту всего тела. Не смотря на свой тяжёлый вес, латы позволяли передвигаться рыцарям как на лошадях, так и в пешем строю.

Тактика рыцарей:

Боевой порядок рыцарей. Рисунок из статьи «История военного искусства» («Военная энциклопедия Сытина»; 1913 год)
Боевой порядок рыцарей. Рисунок из статьи «История военного искусства» («Военная энциклопедия Сытина»; 1913 год)

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву 3 лошадей и от 1 до 3 оруженосцев. Вначале, когда рыцарь был обящзан сражаться только на лошади, оруженосцы шли в бой пешими и во время схваток находились позади с запасными лошадьми и оружием. В 14 веке в рыцарской среде укоренился обычай спешиваться во время битв. К этому времени оруженосцев стали набирать из лёгких всадников; считать рыцарское войско стали по копьям – по 3 всадника на 1 рыцарское копьё. На Рейне для обозначения такой единицы использовалось слово «gleve».

Обычным построением рыцарского войска был клин. Он состоял из нескольки сотен рыцарей, но мог состоять и из нескольких тысяч. Чаще всего перед боем, рыцарское войско выстраивалось в 3 боевые линии одна за другой. Каждая боевая линия распадалась на клинья и имела центр и 2 крыла.

В то время, когда битв не было, рыцари выполняли традиционные военные упражнения, которые восходили к временам Древнего Рима и участвовали в рыцарских турнирах, которые во второй половине 10 века зародились во Франции и Германии и позже проникли в Англию и Италию.

Замки:

Замки 13-14 веков остаются памятниками средневекового рыцарства. Во времена упадка сословия в этих замках стали располагаться опорные пункты разбойников, которые систематически грабили соседей и проезжающих людей. Как правило разбойники состояли из рыцарей, предавших своего сеньора.

В России замок западноевропейского типа сохранился в Выборге.

Выборский замок
Выборский замок

Historyscriber в:

Вконтакте

Одноклассниках

Facebook

Telegram

Twitter

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.