historyscriber

Category:

Пасха. История древнейшего и самого важного христианского праздника

Пасха является самым древним и самым важным праздником для христиан. Праздник был установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всего христианского учения. Слова «праздников праздник и торжество из торжеств» отражают статус Пасхи как самого главного праздника.

Слово «Пасха» произошло от иудейского «Песах», которое, в свою очередь имеет происхождение от «пасах» – «миновал», «прошёл мимо» – напоминание о том, что во время уничтожения младенцев Египта, Бог миновал дома евреев. В иудаизме Песах празднуется в честь исхода евреев из Египта, хотя сам праздник появился ещё до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.

В христианстве Пасха понимается как перехождение от смерти к жизни, от земли к небу, то есть христианин осовобождается от рабства греха смертью и воскресением Иисуса Христа.

В православном христианстве Пасха празднуется 40 дней, в западном – 50.

Упоминание Пасхи в Новом Завете:

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает рассказ о Тайной Вечере, которую Матфей, Марк и Лука описывают как пасхальную трапезу, и последующее распятие Христа. Именно во время этой Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые кардинально поменяли смысл праздника: Христос заменил Собой пасхальную жертву.

…Пасха наша, Христос, заклан за нас», - слова апостола Павла о новом понимании Пасхи.

Пасха во времена раннего христианства:

Пасха праздновалась ещё во времена апостолов. Праздник был посвящён воспоминанию смерти Иисуса Христа. Первоначально на всём Востоке праздновался 14 нисана, в день приготовления иудеями пасхального ангца – в тот день, когда, согласно Евангелию от Иоанна и мнению древнейших отцов Церкви, был распят Иисус Христос.

В некоторых ранних христианских источниках, таких как «Пастырь Ермы», сообщается о том, что пятница была днём поста и скорби в память о мучениях Христа, а воскресение – днём радости в честь Его воскресения. Эти еженедельные празднования носили более торжественный характер, когда совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в 1 веке Пасха ежегодно отмечалась вместе с Песахом – 14 нисана, поскольку в этот день они ожидали пришествия Мессии. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской пасхи, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес в день после субботы, то есть в воскресенье.

Во 2 веке праздник стал ежегодным во всех церквях. К тому времени стало принято держать пасхальный пост, который длился 1-2 суток или около 40 часов. Первоначально особым постом отмечалась «Пасха крестная», совпадавшая с Песахом, пост в которую продолжался до воскресной ночи. После неё праздновалась «Пасха воскресная», Пасха радости или Воскресение Христово.

Вскоре стали заметны различия традиций Поместных Церквей. Также возник «пасхальный спор» между Римом и малоазийскими церквями. Христиане Малой Азии строго придерживались традиции празднования Пасхи 14 нисана независимо от дня недели. От них же именование иудейской пасхи перешло в христианскую и впоследствии распространилось по всему христианскому миру. На Западе, где не было влияния иудеохристианства, Пасха праздновалась в первое воскресенье после Песаха. 

В 155 году осотоялась встреча епископа Смирны и римского епископа Аникета. Священнослужители пытались договориться о едином дне празднования Пасхи, но соглашения достигнуто не было. В 190-192 годах римских епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии и Коринфе настаивал на том, чтобы христиане Малой Азии отказались от своего обычая празднования Пасхи, призывал представителей других церквей прекратить общение с малоазийцами, но выступал против отлучения их от Церкви, мотивируя это тем, что расхождения по формальным пунктам не долны ставить под угрозу единство Церкви.

Вопрос празднования Пасхи на Соборе в Никее:

Первый Вселенский Собор. Фреска
Первый Вселенский Собор. Фреска

Вопрос единого дня прзднования Пасхи рассматривался в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее. На нём было принято решение согласовать день праздника между общинами, и подверглось осуждению решение ориентироваться на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…

Евсевий Кесарийский, историк, епископ и участник Собора в своей книге «О жизни блаженного василевса Константина» сообщил о том, что на соборе в Никее все епископы пиняли Символ веры и согласились праздновать Пасху в одно время:

Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

Также он, пересказывая слова императора Константина, приводит аргументы которыми руководствовались участники Собора, принимая такие решения:

Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.

После принятия решения о едином дне празднования, александрийский епископ должен был вычислять дату праздника и сообщать её в Рим. Но через какое-то время такое сообщение прекратилось, и Восток и Рим праздновали Пасху по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии был создан пасхальный календарь, который позволял высчитать дату Пасхи на длительное время. В его основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия было принято 21 марта. В 520-е годы такая пасхалия была принята и в Риме.

Согласно источникам 4 века, что к тому времени на Западе и на Востоке крестная и воскресная Пасха были соединены. Крестная Пасха праздновалась раньше воскресной, каждая из них длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Название Пасхи стало общепринятым для праздника Воскресения Христова только в 5 веке. Позже день Пасхи сталь выделяться в богослужениях всё отчётливее, за что и получил название «царя дней».

Пасха в Средние века и Новое время:

Несмотря на то, что Церковь Рима в 4 веке приняла восточную пасхалию, в течение 500 лет после Никейского собора Пасху продолжали праздновать по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась более 800 лет, до конца 16 века.

В 1582 году папа римский Григорий XIII ввёл Григорианскую пасхалию для католической церкви. Вследствии этого изменился и календарь. В том же году глава западной церккви отправил послов к Константинопольскому патриарху Иеремии для принятия ноовго календаря и новой пасхалии. В 1583 году патриарх созвал большой поместный собор на который пригласил восточных патриархов. На этом соборе были преданы анафеме все принявшие Григорианскую пасхалию и григорианский календарь.

В результате принятия новой Пасхалии, католическая Пасха празднуется раньше Песаха или в один день с ним и раньше православной Пасхи, в некоторые годы больше чем на месяц.

Празднование Пасхи в современности:

В 1923 году по инициативе Константинопольского патриарха Мелетия IV прошло Всеправославное совещание, в котором приняли участие представители Элладской, Румынской и Сербской православных церквей. На этом совещании был принят новоюлианский календарь, который точне григорианского и совпадает с ним до 2800 года. Восточными церквями такая инициатива была осуждена. Александрийская церковь провела Поместный собор, на котором постановила, что во введении нового календаря нет необходимости. Русская и Сербская церкви после попытки внедрить новый календарь оставили прежний, опасаясь народной смуты. Константинопольская, Элладская и Румынская церкви перешли на новый календарь в 1924 году.

Народ и духовенство были возмущены нововведением Мелетия IV. В результате этого он подал в отставку в 1923 году. В 1926 году Мелетий стал Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки приятому решению, ввёл новый календарь. Из-за этого в греческих церквях произошёл раскол, который не урегулирован по сей день.

На Всеправославном совещании 1948 года в Москве было решено праздновать Пасху и все переходящие праздники по юлианскому, а непереходящие – по тому, который использует каждая Церковь.

Антиохийская церковь перешла на новоюлинанский календарь в 1948 году. На сегодняшний день юлианским календарём пользуются Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Синайская православные церкви и Афон. Польская православная церковь вернулась к юлианскому календарю в 2014 году. Финляндская православная церковь перешла на григорианский календарь. Остальные Поместные Православные церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по юлинскому календарю, а Рождество и непереходящие – по григорианскому.

Схождение Благодатного огня:

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении. Он символизирует «Свет Божий, просвещающий все народы» после воскресения Спасителя. В крупных городах России и Греции в православных храмах верующие ждут прибытия Благодатного огня из Храма Гроба Господня. В случае успешного его прибытия из Иерусалима, священники торжественно разносят его по храмам города, прихожане зажигают от этого огня свечи. После богослужения некоторые уносят лампаду с огнём домой и стараются поддерживать его в течение года.

В католических храмах перед началом Пасхального богослужения зажигают Пасхал – особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего священники начинают богослужение. Пасхал зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

Пасхал, установленный перед алтарём
Пасхал, установленный перед алтарём

Пасхальное богослужение:

В Пасху, поскольку она является самым важным праздником, совершается особо торжественное богослужение с литургией. 66 правило Трулльского собора предписывает во дни «Светлой Седмицы» наслаждаться Святыми Тайнами, то есть по возможности. верующие должны в этот период ежедневно причащаться. В первые века Пасха была крещальным днём большинства оглашённых, люди, проходивших катехизацию (оглашение), готовящихся принять таинство крещения и стать членом Церкви, которые после Великого поста принимали крещение в этот день.

Традиция проводить Пасхальное богослужение ночью берёт начало с древних времён. В некторых странах, например, в Сербии, такая служба проводится на рассвете.

Пасхальный крестный ход:

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь идут крестным ходом с громким пением стихры праздника. После этого шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В католической церкви крестный ход проходит в богослужение навечерия Пасхи, но не перед Литургией, а после неё.

Пасхальный колокольный звон:

В России на Страстной седмице колокольный звон раздаётся до Великой пятницы включительно. Звонят также и на вечернем пятничном богослужении, когда служат утреню Великой субботы и совешается чин погребения. Трезвон, праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звон, раздаётся после размещения Плащаницы в центре храма. Молчат колокола до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к Пасхальной службе.

Не в богослужебное время колокола могут звонить лишь на Светлой Седмице. Традиция открывать колокольни для всех желающих существовала, скорее всего, уже в 19 веке и возобновилась в конце 20. Но сейчас немногие священники пускают прихожан на колокольни своих храмов, поскольку несведующие люди мгут повредить колокола, оборудование и помешать звонящим.

Кроме России, традиция «молчания» колоколов существует и во Франции. Колокола не звонят с Великой пятницы и вплоть до празднования Воскресеня Христа. Если в это время маленькие дети спрашивают почему колокола молчат, им принято отвечать: «Улетели в Рим».

Пасхальные традиции и обычаи:

"Хритосование" яйцами
"Хритосование" яйцами

Большая часть пасхальных традиций возникла в богослужении. С разговением после Великого поста связан размах народных гуляний. Пост был временем воздержания, все праздники, в том числе и семейные, которые выпадали на его время, переносились.

Народные гуляния начинались вечером Пасхи прямо на церковном дворе. Они включали в себя хороводы, игры, качели и продолжались от одного дня до 2-3 недель и назывались Красной горкой.

В России и Сербии существует обычай «христосования» яйцами – когда люди по очереди разбивают им разные концы. Кроме того, принято трижды целоваться в щёку. Дети устраивают покатушки – соревнуются в том, чьё пасхальное яйцо дальше укатится. Раньше в России катали пасхальные яйца для того, чтобы земля была плодородной.

Пасхальная трапеза:

В течение Великой субботы, обычно для крупных приходов, и после Пасхального богослужения, как правило в маленьких храмах, происходит освящение куличей, пасох и пасхальных яиц. В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца». Особой молитвы на освящение куличей нет.

Пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень – несмотря на то, что снаружи оно выглядит мёртвым, внутри него есть новая жизнь, которая выйдет из яйца. Пасхальные яйца красят в разные цвета, но именно красный цвет является традционным. Он символизирует кровь распятого Христа.

Приготовления пасхального стола принято заканчивать в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы для выноса Плащаницы и молитвы.

Historyscriber в:

Вконтакте

Одноклассниках

Facebook

Telegram

Twitter

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.